Персональный сайт учителя музыки Макаркиной Елены Николаевны

Воскресенье, 05.05.2024, 04:03

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Урок с использованием интерактивной доски | Регистрация | Вход

Конспект урока в 5-м классе "Волшебная палочка дирижера"

 

Цели урока:

Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения симфонического оркестра; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; углубить восприятие симфонической музыки.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, находить параллели в образах музыки и изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран; знакомиться с музыкальными традициями своего края.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с колонками

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

 

Учитель. Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Представителя какой творческой профессии вы видите на слайдах? К кому он обращается и что за таинственные знаки он посылает? (слайд 2).

Дети:  Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.

 

Учитель. "Дирижирование (от нем.dirigieren, франц.dirigtn- направлять, управлять, руководить) -один из наиболее сложных видов музыкально- исполнительского искусства; управление коллективом музыкантов в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения" (слайд 3). Какими оркестрами может руководить дирижёр?

Дети: Есть дирижёры в военных оркестрах, когда на Красной площади проходит парад Победы. На концерте народной музыки играет оркестр народных инструментов. В музыкальном театре на спектаклях оперы и балета играет симфонический оркестр.

 

Учитель. Давайте ещё раз вместе назовём виды оркестров, которыми руководит дирижёр: симфонический, камерный, эстрадно - симфонический, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов (слайд 4).

Интересно, что в каждом музыкальном коллективе своего руководителя называют особенно: в хоровом коллективе - хормейстер, в давние времена в старой армии были военные дирижёры - тамбурмажоры.

Для того, чтобы вы убедились, насколько важен дирижёр в симфоническом оркестре, я попрошу вас стать героями следующей истории. Представьте, что нас с вами пригласили в концертный зал. Итак, мы в первый раз на концерте  под названием "Приглашает симфонический оркестр". Зрители заняли свои места, оркестр настроил инструменты на ноту "ля", которую берёт деревянный духовой - гобой. Начало концерта почему-то задерживают: Зрители зааплодировали, приглашая музыкантов начать концерт. И вот музыкант, которого называют первой скрипкой, взмахнул смычком и зазвучала музыка. Играть музыканты начали вместе, но их музыка как-то не складывалась: виолончели и скрипки, словно соревнуясь, стали ускорять темп. Ударные исполняли свою партию всё медленнее, а медные духовые играли так громко, что заглушали всех. Получалась не музыка, а хаос звука, шум!

Первый скрипач взмахнул смычком, и оркестр перестал играть. Зрители недоуменно переглядывались. Вновь взмах смычка - оркестр начинает играть, но у них вновь ничего не получается, нет слаженной игры, они не могут исполнить первый номер концертной программы! Музыканты и остановить одновременно не могли своё неудачное исполнение: не всем виден взмах смычка первой скрипки. Оркестр в третий раз попытался начать концерт. Но вот из-за кулис стремительной походкой вышел дирижёр, взмахнул палочкой и оркестр зазвучал слаженно и дружно. За дирижёрским пультом - художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра. (слайд 5).

В конце концерта зрители благодарили дирижёра и музыкантов за прекрасную встречу с музыкой.

Ребята, что нового из мира музыки узнали зрители, пришедшие первый раз на концерт симфонического оркестра? Из каких групп состоит симфонический оркестр?

 

Дети: Без дирижёра симфонический оркестр играть не может, потому что это большой коллектив музыкантов. Оркестр состоит из четырёх групп: струнные смычковые инструменты, деревянные духовые, медные духовые и ударные инструменты.

Учитель: Концерты, где дирижирует настоящий дирижер, всегда проходят с большим успехом.

"Наличие или отсутствие таланта обнаруживается сразу, как только музыкант впервые поднял руки у дирижёрского пульта. Но из пяти талантливых в лучшем случае один становится настоящим дирижёром" В. Спиваков  (слайд 6).

 

Что делает дирижёр, как работает симфонический оркестр, этот уникальный коллектив? На эти вопросы вы должны найти ответы на нашем уроке.

 

Учитель: Давайте послушаем, как звучит фортепианное произведение Ф.Шопена  (звучит музыка Шопена).  (слайд 7).

Как вы думаете, ребята, а как прозвучит это произведение в исполнении оркестра?

Наверное, она будет намного ярче! Так как мы услышим тембры разных музыкальных инструментов.

Теперь послушаем, как эту музыку сыграет оркестр (звучит Ноктюрн Ф.Шопена).

Учитель: Вам понравилось? Ярко ли она прозвучала?

Дети: Это красивая музыка. И звучала она намного интересней.

Учитель:Дети, скажите, какие группы инструментов вы услышали и можете назвать?

 

Дети. Играли все инструменты: струнные, ударные, деревянные духовые и медные. Вели мелодию скрипки, затем вступили медные духовые.

 

Учитель. Деревянные духовые в этом произведении мало солируют, они украшают игру других инструментов. Это словно бьющееся сердце оркестра. Но если представить, что перестанет играть хоть одна группа оркестра, то распадётся вся ткань музыкального произведения.

Сейчас мы поговорим об истории оркестровой музыки и об инструментах, составляющих первые оркестры. BAROGUE (в переводе с итальянского - причудливый, вычурный) - это художественный стиль, господствующий в музыке, архитектуре, изобразительном искусстве с 1600 - 1750гг. (слайд 8). ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685 - 1750) - величайший композитор эпохи барокко (слайд 9). БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ № 3, первая часть (звучит фрагмент Бранденбургского концерта № 3 И. С. Баха).

 

Ребята, какие инструменты вы услышали?

Дети. Играли скрипки и клавесин.

 

Учитель. Верно. "Интересно как мало струнных использовал Бах по сравнению с современными оркестрами. Огромные современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Состав оркестра зависел от финансовых возможностей королевства, где они создавались. Но Баху это не мешало создавать прекрасную музыку!

 

Скрипка - самый важный инструмент оркестра, Золушка симфонического оркестра. Это самый совершенный инструмент из всех струнных (слайд 10). У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. Не следует забывать, что во времена Баха и до него были сделаны лучшие инструменты в истории.

(слайд 11). В маленьком итальянском городке Кремона делали прекрасные и неповторимые скрипки. Запомним имена Страдивари, Амати, Гварнери. (слайд 12). Маленький городок славился своими мастерами. За последние триста лет никто не смог сделать скрипки лучше, чем мастера Кремоны. Богатство звучания скрипки Страдивари современным мастерам сотворить не удалось. В Бранденбургском концерте № 3 Бах писал партию для каждого инструмента как соло. Для исполнения и прослушивания эта музыка была выбрана потому, что произведение было написано именно для девяти струнных: 3 скрипки, 3 альта, 3 виолончели и клавишные. Со временем было забыто о том, что концерт играли 9 музыкантов. Сто, двести лет спустя его стали играть большие симфонические оркестры, где 50 - 60 струнных. Но сегодня важно сыграть эту музыку так, как написал Бах - для девяти солирующих инструментов".

 

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0