Персональный сайт учителя музыки Макаркиной Елены Николаевны

Воскресенье, 05.05.2024, 09:36

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | 6 класс | Регистрация | Вход

Рабочая программа  по музыке 6 класс

                                                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                               «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

 

           

 

                «Рассмотрено»                                                  «Согласовано»                                           «Утверждаю»  

     на заседании МО учителей  искусства                            Заместитель директора по УВР                                    Директор школы: 

      Протокол №__ от ___ августа 2014г.                                          Прокина Н.И.                                                              Кулагин И.А.

      Руководитель МО:  Макаркина Е.Н.                           

              /__________________/                                          /__________________/                                 /__________________/                                     «___»__________________20__г.                      «___»__________________20__г.                  «___»_________________20__г.
                                                                                                            

 

 

                                                     Рабочая учебная программа

                                                                    по  Музыке

                                                                   для  6 класса

 

 

                                                                            Составитель: Макаркина Е.Н.

                                                                     учитель музыки   МБОУ «Большеберезниковская СОШ»

 

 

                                                                                          

                                                                                                с. Большие Березники

 

 

                                                                                                    2014 – 2015 уч.год

                                                                         Пояснительная записка 

 

Цель изучения учебного предмета:

 формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

 

Общая характеристика учебного предмета.

Краткая характеристика.

Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых  ранее  в процессе занятий музыкой.

         Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Сведения о программе, на основании которой разработана данная рабочая программа.

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (11-  изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.-  90, [6] с.)

        Данная рабочая программа реализуется в соответствии с концепцией Д.Б.Кабалевского, на основании учебно-методического комплекса Т.И.Науменко, В.В.Алеев «Музыка 5-8 класс» (М.: Дрофа, 2010)

Информация  о внесенных изменениях в примерную программу.

Примерная программа используется в данной рабочей программе с некоторыми изменениями.

В календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем,  а именно раздел «Преобразующая сила музыки» - 16 часов  (раздела как такового не существовало, но в нем гармонично объединились темы  I полугодия «Музыка души» и «Тысячи миров музыки»)

А раздел  «В чем сила музыки» -18 часов. Он включает в себя тему II полугодия «Как создается музыкальное произведение». Некоторые темы сформулированы в соответствии с тематизмом Д.Б.Кабалевского, в связи со сложностью восприятия некоторых тем и произведений для слушания и исполнения, а также последовательности изучения некоторых тем.

Общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом.

Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. В соответствии с учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Место учебного предмета в учебном плане среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения «Музыки» на этапе основного общего образования из расчета 1 учебный час в неделю.

Предмет музыка входит в инвариантную часть базисного учебного плана образовательного учреждения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных коммуникативных, познавательных и предметных компетенций учащихся.

Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся):

По итогам освоения программы 6 класса обучающиеся должны

 знать/понимать:

- содержание пройденных  произведений искусства, их названия, авторов;

-  понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жан­ров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

-  иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

-  знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

уметь:

- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произ­ведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная);

- находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства;

-  выражать знания, полученные в 6 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

-  определять главные отличительные особенности музыкальных жанров;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

-   владеть навыками  исполнения песен (народных, классического ре­пертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкаль­ных сочинений;

-   анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

-  раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

-  развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (вы­полнение индивидуальных и коллективных проектов);

-  совершенствовать умения и навыки самообразования.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с  музыкальной культуры  и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Межпредметные связи:

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействия музыки с:

- литературой («Повесть о настоящем человеке» Б. Полевой, сказка А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»,

А.Н.Островский «Весенняя сказка», стихотворения Ф. Тютчева,  общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (картина В.Пукирева «Неравный брак», пейзажи И.Левитана, общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (события Второй мировой войны, фашистский переворот 1967 г. В Греции, переворот в Чили, Французская

 буржуазная революция)

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «классицизм»)

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Тематическое планирование по дисциплине «Музыка» 6  класс  

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

«Преобразующая сила музыки»

 

16

15

-

-

-

1

II.

«В чем сила музыки?»

 

18

17

-

1

-

-

 

Итого

34

32

 

1

 

1

Содержание программы «Музыка» 6 класс

В 6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по двум разделам.

1 раздел - «Преобразующая сила музыки» - 16 часов

Знания и умения учащегося по разделу.

Учащийся должен знать:

 - о роли музыки в жизни человека,

 - основные темы в искусстве,

 - о взаимосвязи музыки и слова,

 - о различных жанрах вокальной музыки,

 - понятие «преобразующая сила музыки»,

- понятие «полифония».

Учащийся должен уметь:

- определять образное содержание произведения,

- различать виды хоровой музыки по темам и жанрам,

- уметь исполнять хоровые песни одноголосно и двухголосно,

- уметь приводить примеры по пройденным темам,

- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произ­ведений к соответствующему жанру,

Краткое описание содержания раздела с включением основных терминов.

С первых уроков школьники слышат даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки.

В данном разделе внимание обращено главным образом к музыке, её специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.

Могучее, преобразующее воздействие музыки. Итоговое тестирование.

Виды самостоятельной работы.

Подготовка рефератов по следующим темам:

«Великий Бетховен», «Жизнь и творчество П.И.Чайковского».

Работа над творческими проектами по следующим темам:

«Волшебная сила музыки», «Жанры вокальной музыки».

2 раздел - «В чем сила музыки?»  - 18 часов

Знания и умения учащегося по разделу.

Учащийся должен знать:

- Понимать значение выражения «В чем сила музыки»,

- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

- о творчестве композиторов классиков,

- Понимать образность искусства на примере музыкального произведения,

Учащийся должен уметь:

- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (вы­полнение индивидуальных и коллективных проектов);

- сопоставлять произведения искусства

- выразить свои музыкальные ощущения,

- определять и описывать услышанный образ,

- охарактеризовать персонаж, определяя образ и настроение музыки,

- определить общие черты музыкальной темы.

- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жан­ров;

Краткое описание содержания раздела с включением основных терминов.

Содержание данного раздела построено на взаимосвязи музыки и жизни.

На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. Накапливая знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года ученики приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью средств художественной выразительности». Все вопросы раздела  нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, её смысла, тайны воздействия на человека.

Итоговое тестирование. Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.

Виды самостоятельной работы.

Подготовка рефератов по следующим темам:

«Творчество И.С.Баха», «Духовная музыка».

Работа над творческими проектами по следующим темам:

«Природа в музыке», «Сказочная музыка Н.А. Римского – Корсакова».

Музыкальный материал программы составляют:

произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 6 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор шестиклассников должны расширяться. Впервые в 6 классе применяется метод сравнения

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество  часов

Вид  самостоятельной

               работы

      Дата проведения занятия

планируемая

фактическая

1

Преобразующая

сила музыки

 

16

 

 

 

1.1

Преобразующая сила музыки.

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

 

 

 

1.2

«Музыка души». Влияние музыки на жизнь человека.

 

Комбинированный

 

2

 

 

 

1.3

Искусство – память человечества.

 

Комбинированный

1

 

 

 

1.4

Свободолюбивая музыка И.С.Баха.

Комбинированный

2

 

 

 

1.5

Музыка объединяет людей.

Комбинированный

2

 

 

 

1.6

Преобразующая сила патриотической музыки.

 

Комбинированный

1

 

 

 

1.7

«Вначале был ритм…».

О чем рассказывает музыкальный ритм?

Комбинированный

1

 

 

 

1.8

«Мелодия – душа музыки…»

 

Комбинированный

1

 

 

 

1.9

Преобразующая сила духовной музыки.

Комбинированный

2

 

 

 

1.10

«Волшебная» сила музыки

Комбинированный

2

 

 

 

1.11

Обобщающий урок

Урок обобщения и систематизации знаний

1

   Работа с тестом

 

 

2

В чем сила музыки?

 

18

 

 

 

2.1

В чем сила музыки?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

 

 

 

2.2

Сила музыки И.С.Баха

Комбинированный

1

 

 

 

2.3

Гармония и полифония в музыке.

Комбинированный

1

 

 

 

2.4

«Новое звучание классики». Переложения и обработки.

Комбинированный

2

 

 

 

2.5

Сила музыки Н.А.Римского-Корсакова

Комбинированный

2

 

 

 

2.6

Тембры – музыкальные краски

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

 

 

 

2.7

Сила музыки

П.И.Чайковского

Комбинированный

 

1

 

 

 

2.8

Сила музыки

Антонио Вивальди

Комбинированный

 

1

 

 

 

2.9

«Тонкая палитра оттенков»

 

Комбинированный

1

 

 

 

2.10

«По законам красоты…» Природа в музыке

Комбинированный

2

 

 

 

2.11

Сила музыки В.А.Моцарта

 

Комбинированный

2

 

 

 

2.12

Сила музыки И.Штрауса

Комбинированный

 

1

 

 

 

2.13

Неувядающая красота бессмертных произведений музыкального искусства.

 

Урок обобщения и систематизации знаний

1

 

 

 

2.14

Обобщающий урок

Контрольная работа

1

Работа с тестом

 

 

 

Итого:

 

34

 

 

 

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка»

 

                                      Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 

Перечень оборудования

 

Перечень наглядных и дидактических материалов

 

  1. Мультимедийный компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран
  4. Магнитная доска
  5. Музыкальный центр
  6. Сканер
  7. Музыкальные инструменты (фортепиано, баян)

8.  Детские музыкальные инструменты

 

1.Аудио-записи

2.Фонохрестоматии

3.СД-диски, отражающие творчество великих композиторов

    в соответствии с содержанием обучения

4.Портреты русских и зарубежных композиторов

5.Репродукции картин русских и зарубежных художников

6.Нотные таблицы

                                                                  Учебно-методическое обеспечение:

Основная учебно-методическая литература.

1. Музыка. 6 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 159, (1)с.: ил., нот. 

2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –11-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

3. Музыка. 5 класс.Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –11-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

4. Музыка.  5класс. Фонохрестоматия (2 аудиокассеты) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2014.

5.Стандарт общего среднего образования по предмету Искусство.

6.Стандарты второго поколения. Примерные программы по Искусству 5-9 классы, М.: Просвещение 2012.

Дополнительная учебно-методическая литература.

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16.  Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

20. Периодические издания.  Методический журнал «Искусство в школе» и «Музыка в школе».

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

- Шедевры музыки.  «Кирилл и мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

- Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

- Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

- Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

Интернет - ресурсы

http://www.music-instrument.ru/

http://www.mp3complete.net/

http://classic.chubrik.ru/

Музыкальная коллекция на Российском общеобразовательном портале. …

festival.1september ;        Презентации PowerPoint

 

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0