- Данная программа реализуется на основании учебно-методического комплекса Т.И.Науменко, В.В.Алеев "Музыка 1-4 класс"
-
- Муниципальное общеобразовательное учреждение
- «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »
-
-
- «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
- на заседании МО учителей искусства Заместитель директора по УВР Директор школы:
- Протокол №__ от ___ августа 2011 г. Прокина Н.И. Кулагин И.А.
- Руководитель МО: Макаркина Е.Н.
- /__________________/ /__________________/ /__________________/ «___»__________________20__г. «___»__________________20__г. «___»_________________20__г.
Рабочая учебная программа
по Музыке
для 1 класса
-
-
-
-
-
- Составитель: Макаркина Е.Н.
- учитель музыки первой категории
- МОУ «Большеберезниковская СОШ №1»
-
-
-
-
- Пояснительная записка
-
-
Цель изучения учебного предмета.
Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию, формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Общая характеристика учебного предмета.
Краткая характеристика.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Сведения о программе, на основании которой разработана данная рабочая программа.
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по музыке с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.).
- Данная рабочая программа реализуется в соответствии с концепцией Д.Б.Кабалевского, на основании учебно-методического комплекса Т.И.Науменко, В.В.Алеев «Музыка 1-4 класс» (М.: Дрофа, 2005).
-
Информация о внесенных изменениях в примерную программу.
- Примерная программа используется в данной рабочей программе с некоторыми изменениями.
- В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство первоклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами Мордовии и составляет 10% учебного времени.
В календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
- Тема: «Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов» - вместо 1 часа стало 2 часа, т.к. к данная тема направлена и на изучение национальных мордовских инструментов.1 час добавился за счет Темы: «Что ты рано осень, в гости к нам пришла», которой выделены 2 часа в учебно – тематическом плане.
В темы 3 и 4 четверти были внесены изменения в последовательность изучения некоторых тем для более доступного восприятия.
Общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом.
- Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. В соответствии с учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
-
-
- Место учебного предмета в учебном плане среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования.
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часа для обязательного изучения «Музыки» на этапе начального общего образования из расчета 1 учебный час в неделю.
- Предмет музыка входит в инвариантную часть базисного учебного плана образовательного учреждения.
-
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
- Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
-
- Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся):
-
Требования заключаются:
- - в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
- - в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, которые представлены в учебнике для 1 класса;
- - во владении некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро — медленно), динамики (громко — тихо);
- - в узнавании по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
- - в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
- Обучение музыкальному искусству в 1 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
-
Межпредметные связи:
- просматриваются через взаимодействия музыки с:
- - литературным чтением (А.О. Морено «Сказка», Л. Лапцуй «Первая песня», В. Лунин сказка «Песенка»);
- - изобразительным искусством (ярко образные, доступные по восприятию репродукции картин русских и зарубежных художников, изделия мастеров народных промыслов);
- - окружающим миром.
-
Тематическое планирование по дисциплине «Музыка» 1 класс
-
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
|
Из них
|
Теоретическое обучение, ч.
|
Лабораторные и практические работы, ч.
|
Контрольная работа, ч.
|
Экскурсии, ч.
|
Самостоятельная работа, ч.
|
I.
|
«Музыка, музыка всюду нам слышна...»
|
16
|
16
|
-
|
-
|
-
|
-
|
II.
|
«Как можно услышать музыку?»
|
17
|
16
|
-
|
1
|
-
|
-
|
|
Итого
|
33
|
32
|
|
1
|
|
|
- Содержание программы «Музыка» 1 класс
- В 1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по двум разделам.
- 1 раздел - «Музыка, музыка всюду нам слышна...»
-
- Знания и умения учащегося по разделу.
- Учащийся научится:
- -выявлять настроение и характер музыки;
- -отличать музыкальные звуки от немузыкальных;
- -знать и понимать понятие «песня»;
- -принимать участие в элементарной импровизации;
- -петь по руке учителя;
- -контролировать дыхания;
-понимать значение слова «Динамика» (громко - тихо);
-понимать значение слова «Темп» (быстрый, медленный);
-различать танцы «вальс», «полька»;
- -различать понятия «хоровод», «пляска»;
- -участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя;
-определять характер музыкальных произведений, сравнивать их;
-различать музыкальные инструменты: гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки;
-распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку;
-различать различные виды марша;
- -передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении;
-понимать смысл понятий «композитор – исполнитель – слушатель»;
-высказываться о характере музыки;
-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
- Учащийся получит возможность научиться:
-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в пении;
-выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
-анализировать объекты;
-реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
-реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;
- -реализовывать собственные творческие замыслы в игре на детских элементарных музыкальных инструментах.
-
- Краткое описание содержания раздела с включением основных терминов.
- Содержание данного раздела раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. При изучении этого раздела учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
Музыка передает звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений. Основные средства музыкальной выразительности – темп. Песня, танец, марш и их разновидности. Оркестр русских народных инструментов. Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие на слушателя.
- 2 раздел - «Как можно услышать музыку?»
-
- Знания и умения учащегося по разделу.
- Учащийся научится:
-решать творческие задачи на уровне импровизаций;
-передавать характер музыки и её настроение;
- -осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании;.
-понимать термины: нота, звукоряд;
-различать музыкальные инструменты: погремуш-ка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон;
-понимать значение слова «балет»;
- -участвовать в инсценировках обрядов;
-эмоционально откликаться на содержание произведения;
-различать музыкальные инструменты: пианино, рояль;
-понимать термины: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр; правила поведения в театре;
- -сравнивать характер в музыкальных произведениях;
- -проявлять способности к сопереживанию, уметь находить нужные слова для передачи настроения;
- -понимать термин «тембр»;
-разыгрывать песню по ролям;
-характеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведе-ния, свои чувства, переживания и мысли.
- Учащийся получит возможность научиться:
-структурировать знания;
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- -ориентироваться в нотном письме как графическом изображении
- -аргументировать своё предложение;
-представлять результаты собственной деятельности в пении;
-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- -с помощью вопросов получать необходимые сведения;
-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
- Краткое описание содержания раздела с включением основных терминов.
- Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с нотной грамотой. Учатся быть культурными слушателями.
- Эмоциональное воздействие музыкальной речи на слушателя. Богатство и выразительность музыкальной речи. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Музыкальный и поэтический фольклор России.Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выраз-тельность и изобразительность в музыке. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыкальные театры. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Обобщённое представление о многообразии музыкальных жанров.
-
- Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Вид занятия
|
Количество
часов
|
Вид самостоятельной
работы
|
Дата проведения занятия
|
планируемая
|
фактическая
|
1
|
«Музыка, музыка всюду нам слышна...»
|
|
16
|
|
|
|
1.1
|
«Нас в школу приглашают задорные звонки...»
|
Вводный урок
|
1
|
|
|
|
1.2
|
«Музыка, музыка всюду нам слышна...» Какая бывает музыка?
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
1.3
|
«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку...». Как рождается музыка?
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
1.4
|
«Что ты рано осень, в гости к нам пришла?»
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
1.5
|
Звучащий образ Родины. Русские и мордовские народные песни.
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
1.6
|
Русские и мордовские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
2
|
|
|
|
1.7
|
«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать».
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
1
|
|
|
|
1.8
|
Ноги сами в пляс пустились
|
урок-игра
|
1
|
|
|
|
1.9
|
Волшебная страна звуков. «В гостях у сказки».
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
1.10
|
Кто такие композиторы?
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
1.11
|
«Детский альбом» П. И. Чайковского
|
Комбинированный
|
2
|
|
|
|
1.12
|
«Зимние игры…"
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
1.13
|
«Новый год! Новый год! Закружился хоровод...»
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
1.14
|
Обобщающий урок.
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
1
|
|
|
|
2.
|
«Как можно услышать музыку?»
|
|
17
|
|
|
|
2.1
|
Что значит слышать музыку? Волшебная страна звуков.
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
2.2
|
Как рисует музыка? Музыкальные краски.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
1
|
|
|
|
2.3
|
Музыкальные инструменты. Тембры-краски.
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
2.4
|
«Водят ноты хоровод...»
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
2
|
|
|
|
2.5
|
Веселый праздник Масленица
|
Комбинированный. Урок -игра.
|
2
|
|
|
|
2.6
|
Сегодня мамин день
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
2.7
|
Природа просыпается
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
2.8
|
Мелодии и краски весны
|
Комбинированный
|
2
|
|
|
|
2.9
|
В детском музыкальном театре
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
1
|
|
|
|
2.10
|
«Кто-кто в теремочке живёт?»
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
2.11
|
Легко ли стать музыкальным исполнителем?
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
1
|
|
|
|
2.12
|
«На концерте…»
|
Комбинированный
|
1
|
|
|
|
2.13
|
Обобщающий урок.
|
Контрольная работа
|
1
|
|
|
|
2.14
|
«Но на свете почему-то торжествует доброта» (музыка в мультфильмах).
|
Урок-концерт.
|
1
|
|
|
|
|
Итого
|
|
33
|
|
|
|
-
Содержание практической деятельности (контрольно-измерительный материал)
-
Итоговый тест 1 класс
-
- 1. Найдите лишнее:
- Три «кита» в музыке – это…
- а) Песня
- б) Танец
- в) Вальс
- г) Марш
-
- 4. Найдите лишнее:
- Народные инструменты – это…
-
- а) флейта
- б) гусли
- в) дудка
-
- 5. Найдите лишнее:
- Народные праздники – это…
-
- а) Новый год
- б) Масленица
- в) 1 сентября
-
- 8. Найди лишнее: (подчеркни)
-
- Духовые народные инструменты – это…
-
- а) Волынка
- б) Рожок
- в) Дудка
- г) Скрипка
|
-
- 6. Приведи в соответствие (соедини стрелками):
-
- Какие средства в своей работе использует:
-
- 1) Поэт а) краски
- 2) Художник б) звуки
- 3) Композитор в) слова
-
-
- 7. Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:
-
- а) светлыми
- б) нежными
- в) сумрачными
-
-
- 9. Кто из композиторов написал произведение «Детский альбом»:
-
- а) Д.Б. Кабалевский
- б) С.Прокофьев
- в) П.И.Чайковский
-
-
-
-
-
-
-
-
-
|
-
- 2. Выберите верное утверждение:
-
- а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.
- б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.
- в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает
- музыку.
-
- 3. Выберите верное утверждение:
-
- а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
- б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
- в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает
- музыку.
-
-
|
- .
-
-
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка»
-
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Перечень оборудования
|
Перечень наглядных и дидактических материалов
|
-
Мультимедийный компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Экран
-
Магнитная доска
-
Музыкальный центр
-
Сканер
-
Музыкальные инструменты (фортепиано, баян)
8. Детские музыкальные инструменты
|
1.Аудио-записи
2.Фонохрестоматии
3.СД-диски, отражающие творчество великих композиторов
в соответствии с содержанием обучения
4.Портреты русских и зарубежных композиторов
5.Репродукции картин русских и зарубежных художников
6.Нотные таблицы
|
Учебно-методическое обеспечение:
Основная учебно-методическая литература.
1. Музыка. 1 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2008г.
2. Музыка. 1 класс.: рабочая тетрадь: / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008г.
3. Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.
– 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
4. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия. CD / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009.
- 5.Стандарт общего среднего образования по предмету Искусство.
- 6.Стандарты второго поколения. Примерные программы для начальной школы , М.: Просвещение 2010.
-
Дополнительная учебно-методическая литература.
-
- 1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- 2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
- 3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- 4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
- 5. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
- 6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- 7. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
- 8. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
- 9. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
- 10. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
- 11. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- 12. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- 9. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
- 10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
- 11. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Учебник для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.
- 18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- 19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- MULTIMEDIA – поддержка предмета
- 1. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
- 2. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
- 3. Музыкальный класс . 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
- 4. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
- 5. М .П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
- 6. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
- 7. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
- 8. Энциклопедия классической му
|
Меню сайта
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|