Персональный сайт учителя музыки Макаркиной Елены Николаевны

Воскресенье, 05.05.2024, 02:21

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Рабочая программа по музыке для 1 класса | Регистрация | Вход

Данная программа реализуется на основании учебно-методического комплекса Т.И.Науменко, В.В.Алеев "Музыка 1-4 класс"
 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »
 
 
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей искусства Заместитель директора по УВР Директор школы:
Протокол №__ от ___ августа 2011 г. Прокина Н.И. Кулагин И.А.
Руководитель МО: Макаркина Е.Н.
/__________________/ /__________________/ /__________________/ «___»__________________20__г. «___»__________________20__г. «___»_________________20__г.
 

 

 

Рабочая учебная программа

по Музыке

для 1 класса

 
 
 
 
 
Составитель: Макаркина Е.Н.
учитель музыки первой категории
МОУ «Большеберезниковская СОШ №1»
 
 
 
 
Пояснительная записка
 
 

Цель изучения учебного предмета.

Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию, формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Общая характеристика учебного предмета.

Краткая характеристика.

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Сведения о программе, на основании которой разработана данная рабочая программа.

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по музыке с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.).

Данная рабочая программа реализуется в соответствии с концепцией Д.Б.Кабалевского, на основании учебно-методического комплекса Т.И.Науменко, В.В.Алеев «Музыка 1-4 класс» (М.: Дрофа, 2005).
 

Информация о внесенных изменениях в примерную программу.

Примерная программа используется в данной рабочей программе с некоторыми изменениями.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство первоклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами Мордовии и составляет 10% учебного времени.

В календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:

Тема: «Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов» - вместо 1 часа стало 2 часа, т.к. к данная тема направлена и на изучение национальных мордовских инструментов.1 час добавился за счет Темы: «Что ты рано осень, в гости к нам пришла», которой выделены 2 часа в учебно – тематическом плане.

В темы 3 и 4 четверти были внесены изменения в последовательность изучения некоторых тем для более доступного восприятия.

 

Общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом.

Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. В соответствии с учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
 
 
Место учебного предмета в учебном плане среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часа для обязательного изучения «Музыки» на этапе начального общего образования из расчета 1 учебный час в неделю.
Предмет музыка входит в инвариантную часть базисного учебного плана образовательного учреждения.
 
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
 
Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся):

Требования заключаются:

- в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-твор­ческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
- в умении определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений, ко­торые представлены в учебнике для 1 класса;
- во владении некоторыми основами нотной гра­моты: названия нот, темпов (быстро — медленно), ди­намики (громко — тихо);
- в узнавании по изображениям некоторых музы­кальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гар­монь, баян, балалайка);
- в проявлении навыков вокально-хоровой де­ятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно вы­полнять музыкальные ударения, четко и ясно произ­носить слова при исполнении, понимать дирижер­ский жест).
Обучение музыкальному искусству в 1 классе должно вывести учащихся на стандарт­ный уровень знаний, умений и навыков.
 

Межпредметные связи:

просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературным чтением (А.О. Морено «Сказка», Л. Лапцуй «Первая песня», В. Лунин сказка «Песенка»);
- изобразительным искусством (ярко образные, доступные по восприятию репродукции картин русских и зарубежных художников, изделия мастеров народных промыслов);
- окружающим миром.
 

 

 


 


 


 


 

Тематическое планирование по дисциплине «Музыка» 1 класс


 

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

«Музыка, музыка всюду нам слыш­на...»

16

 

16

-

-

-

-

II.

«Как можно услышать музыку?»

17

 

16

-

1

-

-

 

Итого

33

 

32

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы «Музыка» 1 класс

 

В 1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по двум разделам.
1 раздел - «Музыка, музыка всюду нам слыш­на...»
 
Знания и умения учащегося по разделу.
Учащийся научится:
-выявлять настроение и характер музыки;
-отличать музыкальные звуки от немузыкальных;
-знать и понимать понятие «песня»;
-принимать участие в элементарной импровизации;
-петь по руке учителя;
-контролировать дыхания;

-понимать значение слова «Динамика» (громко - тихо);

-понимать значение слова «Темп» (быстрый, медленный);

-различать танцы «вальс», «полька»;

-различать понятия «хоровод», «пляска»;
-участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя;

-определять характер музыкальных произведений, сравнивать их;

-различать музыкальные инструменты: гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки;

-распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку;

-различать различные виды марша;

-передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении;

-понимать смысл понятий «композитор – исполнитель – слушатель»;

-высказываться о характере музыки;

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

 

Учащийся получит возможность научиться:

-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в пении;

-выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

-анализировать объекты;

-реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;

-реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;

-реализовывать собственные творческие замыслы в игре на детских элементарных музыкальных инструментах.
 
Краткое описание содержания раздела с включением основных терминов.
Содержание данного раздела раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. При изучении этого раздела учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

Музыка передает звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений. Основные средства музыкальной выразительности – темп. Песня, танец, марш и их разновидности. Оркестр русских народных инструментов. Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие на слушателя.

 

2 раздел - «Как можно услышать музыку?»
 
Знания и умения учащегося по разделу.
Учащийся научится:

-решать творческие задачи на уровне импровизаций;

-передавать характер музыки и её настроение;

-осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании;.

-понимать термины: нота, звукоряд;

-различать музыкальные инструменты: погремуш-ка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон;

-понимать значение слова «балет»;

-участвовать в инсценировках обрядов;

-эмоционально откликаться на содержание произведения;

-различать музыкальные инструменты: пианино, рояль;

-понимать термины: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр; правила поведения в театре;

-сравнивать характер в музыкальных произведениях;
-проявлять способности к сопереживанию, уметь находить нужные слова для передачи настроения;
-понимать термин «тембр»;

-разыгрывать песню по ролям;

-характеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведе-ния, свои чувства, переживания и мысли.

 

Учащийся получит возможность научиться:

-структурировать знания;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

-ориентироваться в нотном письме как графическом изображении
-аргументировать своё предложение;

-представлять результаты собственной деятельности в пении;

-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

-с помощью вопросов получать необходимые сведения;

-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

 

Краткое описание содержания раздела с включением основных терминов.
Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с нотной грамотой. Учатся быть культурными слушателями.
Эмоциональное воздействие музыкальной речи на слушателя. Богатство и выразительность музыкальной речи. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Музыкальный и поэтический фольклор России.Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выраз-тельность и изобразительность в музыке. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыкальные театры. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Обобщённое представление о многообразии музыкальных жанров.
 
Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Календарно-тематическое планирование

 

 

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество

часов

Вид самостоятельной

работы

Дата проведения занятия

планируемая

фактическая

1

«Музыка, музыка всюду нам слыш­на...»

 

16

 

 

 

1.1

«Нас в школу приглашают задорные звонки...»

Вводный урок

1

 

 

 

1.2

«Музыка, музыка всюду нам слыш­на...» Какая бывает музыка?

Комбинированный

1

 

 

 

1.3

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услы­шать музыку...». Как рождается музыка?

Комбинированный

1

 

 

 

1.4

«Что ты рано осень, в гости к нам пришла?»

Комбинированный

1

 

 

 

1.5

Звучащий образ Родины. Русские и мордовские народные песни.

Комбинированный

1

 

 

 

1.6

Русские и мордовские народные музыкальные инст­рументы. Оркестр русских народных музыкальных инструментов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

2

 

 

 

1.7

«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

 

 

 

1.8

Ноги сами в пляс пустились

урок-игра

1

 

 

 

1.9

Волшебная страна звуков. «В гостях у сказки».

Комбинированный

1

 

 

 

1.10

Кто такие композиторы?

Комбинированный

1

 

 

 

1.11

«Детский альбом» П. И. Чайковского

Комбинированный

2

 

 

 

1.12

«Зимние игры…"

Комбинированный

1

 

 

 

1.13

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод...»

Комбинированный

1

 

 

 

1.14

Обобщающий урок.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

 

 

 

2.

«Как можно услышать музыку?»

 

17

 

 

 

2.1

Что значит слышать музыку? Волшебная страна звуков.

Комбинированный

1

 

 

 

2.2

Как рисует музыка? Музыкальные краски.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

 

 

 

2.3

Музыкальные инструменты. Темб­ры-краски.

Комбинированный

1

 

 

 

2.4

«Водят ноты хоровод...»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

2

 

 

 

2.5

Веселый праздник Масленица

Комбинированный. Урок -игра.

2

 

 

 

2.6

Сегодня мамин день

Комбинированный

1

 

 

 

2.7

Природа просыпается

Комбинированный

1

 

 

 

2.8

Мелодии и краски весны

Комбинированный

2

 

 

 

2.9

В детском музыкальном театре

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

 

 

 

2.10

«Кто-кто в теремочке живёт?»

Комбинированный

1

 

 

 

2.11

Легко ли стать музыкальным исполни­телем?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

 

 

 

2.12

«На концерте…»

Комбинированный

1

 

 

 

2.13

Обобщающий урок.

Контрольная работа

1

 

 

 

2.14

«Но на свете почему-то торжествует доброта» (музыка в мультфильмах).

Урок-концерт.

1

 

 

 

 

Итого

 

33

 

 

 

 

 

 

 

Содержание практической деятельности (контрольно-измерительный материал)

 

Итоговый тест 1 класс

 

 
1. Найдите лишнее:
Три «кита» в музыке – это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш
 
4. Найдите лишнее:
Народные инструменты – это…
 
а) флейта
б) гусли
в) дудка
 
5. Найдите лишнее:
Народные праздники – это…
 
а) Новый год
б) Масленица
в) 1 сентября
 
8. Найди лишнее: (подчеркни)
 
Духовые народные инструменты – это…
 
а) Волынка
б) Рожок
в) Дудка
г) Скрипка

 

 
6. Приведи в соответствие (соедини стрелками):
 
Какие средства в своей работе использует:
 
1) Поэт а) краски
2) Художник б) звуки
3) Композитор в) слова
 
 
7. Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:
 
а) светлыми
б) нежными
в) сумрачными
 
 
9. Кто из композиторов написал произведение «Детский альбом»:
 
а) Д.Б. Кабалевский
б) С.Прокофьев
в) П.И.Чайковский
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
2. Выберите верное утверждение:
 
а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает
музыку.
 
3. Выберите верное утверждение:
 
а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает
музыку.
 
 

 

 

.

 

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка»

 

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 

Перечень оборудования

 

Перечень наглядных и дидактических материалов

 

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран

  4. Магнитная доска

  5. Музыкальный центр

  6. Сканер

  7. Музыкальные инструменты (фортепиано, баян)

8. Детские музыкальные инструменты

 

1.Аудио-записи

2.Фонохрестоматии

3.СД-диски, отражающие творчество великих композиторов

в соответствии с содержанием обучения

4.Портреты русских и зарубежных композиторов

5.Репродукции картин русских и зарубежных художников

6.Нотные таблицы

 

 

Учебно-методическое обеспечение:

 

Основная учебно-методическая литература.

1. Музыка. 1 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,

2008г.

2. Музыка. 1 класс.: рабочая тетрадь: / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008г.

3. Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.

– 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.

4. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия. CD / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009.

5.Стандарт общего среднего образования по предмету Искусство.
6.Стандарты второго поколения. Примерные программы для начальной школы , М.: Просвещение 2010.
 

Дополнительная учебно-методическая литература.

 
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
8. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
9. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
10. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
11. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
12. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
9. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
11. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Учебник для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.
18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
2. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
3. Музыкальный класс . 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
5. М .П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
6. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
7. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
8. Энциклопедия классической му

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0